Система охлаждения МеМЗ–307 и им подобные имеют некоторые недостатки, которые автолюбители пытаются устранить теми или иными способами. Одним из них является недостаточно высокая температура обогрева отопителя в зимнее время, который заметно проявился на автомобиле ЗАЗ Сенс.
Конструктивно система охлаждения работает так:
Водяной насос закачивает ОЖ (охлаждающая жидкость) из патрубка обратки №8 в блок и ГБЦ (головка блока цилиндров); в блоке и ГБЦ ОЖ отбирает температуру и поступает по двум путям:
-
От ГБЦ к радиатору отопителя по патрубку №24 и в расширительный бачок по патрубку №17; от радиатора печки ОЖ поступает по №26 к патрубку обратки и цикл повторяется снова;
-
от ГБЦ по патрубку №3 к термостату №27 ; если температура недостаточно высокая для открытия – ОЖ поступает по №4 в патрубок обратки (№8) и цикл повторяется снова. А если температура позволяет открыться термостату – жидкость циркулирует по №3, №7, через радиатор охлаждения, и через патрубок №1 и №4 поступает в патрубок обратки (№8), и цикл повторяется до закрытия термостата (охлаждения двигателя до необходимой температуры).
Получается следующее
Рисунок 1 Циркуляция ОЖ ниже температуры открытия термостата
Рисунок 2 Циркуляция ОЖ при открытом термостате
С такой системой циркуляции прогрев в холодное время года длится значительно дольше, и вот почему:
-
-
одновременно ОЖ двигается в двух направлениях через радиатор отопителя и через термостат, в следствие чего имеем потери эффективности: диаметр патрубков отопителя 18мм, а термостата – 32мм, что дает потерю давления в круге через отопитель в следствие чего на уже прогретом авто теряется теплоотдача отопителя.
-
-
В обоих кругах жидкости на порядок больше чем в круге блок – ГБЦ — отопитель – обратка – блок, поэтому прогрев происходит медленнее.
Установив термостат непосредственно на ГБЦ, мы получаем следующие преимущества:
1)До открытия термостата ОЖ двигается только по кругу блок–ГБЦ–отопитель–обратка–блок, чем сокращает время прогрева авто до рабочей температуры.
2) На прогретом двигателе давление в круге отопителя значительно выше, потому как исключен отток ОЖ по другому каналу. Что в свою очередь повышает отдачу тепла отопителем в салон авто.
3) Возможность подобрать более подходящий температурный режим термостата исходя из своих нужд т.к. корпус термоэлемента по посадочному месту имеет намного больше аналогов, чем неразборный термостат.
Рисунок 3 Циркуляция ОЖ при закрытом термостате
Микроциркуляция (я сам ее так назвал) необходима для подогрева термостата с обратной стороны (где и находится термочувствительный элемент) и для минимального прогрева системы в целом до открытия термостата. Осуществляется она за счет циркуляционного отверстия в термостате (сквозное отверстие ф1-1,5мм)
Рисунок 4 Циркуляция ОЖ при открытом термостате
Перейдем к практике
Нам понадобится следующее:
две удлиненных шпильки с гайками, шайбами и гроверами
прокладка корпуса термостата
корпус термостата от ланос 1.4
крышка корпуса термостата ланос 1.4
термостат с отверстием для циркуляции
патрубки к радиатору
хомуты
Заменяем выходное отверстие ОЖ из ГБЦ №1
Выкручиваем из крышки датчик включения вентилятора
Отсоединив патрубок, раскручиваем гайки и снимаем крышку
Осторожно выкручиваем шпильки крепления крышки
Зачищаем установочное место от остатков старой прокладки
Вкручиваем новые шпильки
Устанавливаем прокладку
Ставим корпус термостата, таким образом, чтобы отвод смотрел в сторону салона и вверх
Устанавливаем термоэлемент «конусом» на себя (на нем должно быть одето резиновое уплотнительное кольцо)
Устанавливаем новую крышку термостата (лейку) и затягиваем гайки (предварительно подложив под них шайбы).
Вкручиваем датчик включения вентилятора
Заменяем тройник ГБЦ – термостат – верх радиатора прямым патрубком от головки прямо в радиатор (подгоняем по размеру патрубок от ваз 2121)
Заменяем старый термостат патрубком от низа радиатора до «саксофона» (подогнав по размеру патрубок от ваз 2105)
За основу данной переделки взята система охлаждения МеМЗ–317 она же Ланос 1,4, которая по принципу циркуляции схожа с Ланос 1,5.
Все перечисленные детали для переделки можно заказать комплектом, стоимость комплекта 1470грн. (цена на 19.12.2022)
В комплект входят:
корпус термостата с прокладкой;
термостат с уплотнительным кольцом;
крышка корпуса термостата (лейка);
шпильки крепления с шайбами, гроверами и гайками;
патрубки радиатора, подающий и отводящий с хомутами.
Подходит только на автомобили Сенс 1,3 без кондиционера. По автомобилям с кондиционером — советуйтесь с продавцом.
Заказать можно по телефонам:
+38(050)542-16-32
+38(097)064-05-52
Запчасти и комплектующие для систем охлаждения автомобилей Daewoo и Chevrolet можно приобрести в нашем интернет-магазине. Либо по телефонам: +38(050)542-16-32 +38(097)064-05-52